Посмотрела русского "Физрука", вызвавшего у зрителей большой энтузиазм, и вспомнила про замечательные традиции фильмов и сериалов про "плохого" учителя в Японии - от легендарного Great teacher Onizuka, где балбес и обалдуй становится лучшим учителем на свете, до сюрреалистического Sayonara Zetsubou Sensei, где учитель постоянно ноет и порывается совершить самоубийство, что не мешает сериалу быть крайне веселым.

Самой простой и неожиданной параллелью к "Физруку" будет Gokusen, в котором дочь криминального босса решает бросить криминал, переодеться в заучку и отправиться работать в школу учительницей, потому что ей хочется приносить пользу. Если в "Физруке" с грубоватым юмором педалируется разница между неотесанным бандитом Фомой и забитыми учителями / школьниками, то Gokusen играет на другом типе маскарада: здесь опасная чика изображает из себя библиотекаршу среди "четких пацанов", в класс которых от страха никто не заходит. С насилием Янкуми знакома отлично и умеет его применять лучше любого из красочных гопников в классе, но у нее свой вызов - приручить табун дикарей с минимумом рукоприкладства. Драк, впрочем, хватает, а к концу сезона в нее влюбляются все.



Gokusen заполнен юмором, стебом, добром, драмой и правильной наивностью до самых краев и, если рассматривать его философски, построен на вере в презумпцию невиновности. Для всех вокруг гопота из класса Янкуми - это молодые преступники, будущие члены якудза, отбросы, двоечники. Никто в них не верит, все выписали им приговор. Янкуми же, хорошо знающая деятельность криминальных банд изнутри, а также знакомая с обитающими там типажами, отбрасывает все исходные данные о наводящем ужас классе и дает им шанс начать с чистого листа. Там, где никто не верит в оправдания школьников, называя их чушью, Янкуми проверяет данные, демонстрируя, что верит в сказанное до самого конца. Она показывает, что по умолчанию ожидает от учеников именно правду.


Презумпции виновности, изначальной испорченности людей, которую вовсю продвигают наши депутаты, запрещая все подряд, Янкуми противопоставляет веру в невиновность, честность и способности своих "диких мальчиков". Более того - в случае опасности она снимает очки и раздает обидчикам учеников нешуточных люлей. Уже в первых сериях ей приходится дать ученику по щщам, вернуть украденные у него бандитами деньги, научить пацанов жесткой мужской этике и придти "на стрелку", чтобы спасти гордого и бесшабашного гопника. В первые мгновения излишнее доверие в их адрес вызывает у пацанов недоумение, затем смех, розыгрыши, издевательства, мысли о ее глупости, потом - провоцирует благодарность, после - преданность и любовь.





Янкуми выступает для своих учеников тем, кем должны были стать родители или мастер кунгфу, она учит их решать проблемы и разбираться в сложностях жизни, хоть это и крайне утомительно. Ей кажется, что она хорошо знает, что делать, однако презрение гопников к ее образу "правильной училки" заставляет ее искать новые, порой весьма забавные подходы. При этом "решение проблем" может вылиться в избиение ученика-труса в стремлении научить его сопротивляться, но главное, что преподает Янкуми - это уроки четкого нравственного каркаса, в котором насилие допустимо, а вот бесчестность - нет. Все это сопровождается наивным, но действенным катарсисом. Например, когда Янкуми буквально заставляет класс пойти на драку с превосходящими силами противника, чтобы защитить одного из героев, потому что проиграть - это бывает, а вот бросить друга - постыдно.

Кроме учеников проблемы Янкуми доставляет и зоопарк учителей, самый гадкий из которых - завуч, и необходимость скрывать свое криминальное прошлое (каждый день после работы она возращается в дом, заполненный вымуштрованными "братками"). Так как это все же комедия, тут, как и в "Физруке", полно упрощений, однако взаимоотношения между учениками и Янкуми выстроены прекрасно. Дополнительно нужно отметить и кастинг: практически все основные персонажи из класса Г после Gokusen стали либо звездами, либо весьма известными актерами, что делает наблюдение за их юностью еще более интригующим. Дзюн Мацумото, здесь изображающий томного плохого парня, вскоре окажется главным героем одной из самых успешных дорам Японии "Hana yori dango" ("Цветочки после ягодок"), что не выведет его на серьезные орбиты, но сделает кумиром девчонок. Сюн Огури воплотит образ супергопника школы Судзуран в наполненных яростной энергией полнометражных фильмах Такаси Миике. Повезло и кое-кому из остальных актеров.

Сериал имел большую популярность, имеет продолжения, в которых класс Янкуми полностью меняется. Это имеет смысл с точки зрения того, что выпускники уходят, приходят новые ученики, но с точки зрения зрителя это попытка привыкнуть к новому набору актеров и схожим ситуациям с новыми героями. Однако в чем отказать Gokusen нельзя, так это в том, что он оставляет после себя массу хорошего настроения. Этот сериал романтический, веселый, задорный и в меру дурацкий, а моральные уроки я, пожалуй, согласна получать только в таком виде.

Комментарии (0)

Поделиться: