Homunculus : как колоритно сойти с ума

"Гомункул" - это психоаналитический хоррор, от которого крайне трудно оторваться. Первые тома пролетают, словно лучший экшн, и ты даже не понимаешь, как именно это произошло. Кроме того "Гомункул" обладает несомненным преимуществом даже перед такими шедеврами, как "Берсерк", - в отличие от последнего "Гомункул" компактен и к настоящему моменту завершен. Для японской манги это не такая уж частая ситуация.

Сюжет манги Хидео Ямамото забирает сразу, и он таков: Накоси - бомж, который живет в машине. Однажды к нему подходит колоритный панк в экстравагантной одежде и делает предложение, подкупающее своей незамутненностью: просверлить в черепе Накоси дыру. Не думаю, что кто-нибудь из вас согласился бы на такое, но вскоре Накоси все же оказывается в подвале Ито с кровоточащим отверстием в голове и начинает видеть людей как непонятных чудовищ с утрированными частями тела. После попытки разобраться и странного происшествия с боссом якудза становится ясно, что в форме чудовищ Накоси видит психологические травмы людей - "гомункулов", которых создают различные страсти или болезненные происшествия. Может ли Накоси что-то поделать с тем, что видит? Как это его изменит? Кто он вообще такой? Но и это лишь затравка.


Тема потери личности в разных ракурсах проходит через всю мангу.

"Гомункул" крайне увлекательно выстроен. Он - словно сжатая пружина, нагнетающая напряжение. Знаковые подсказки развивают повествование по спирали, в каждом круге делая историю богаче, подбрасывая новые вопросы. Ты не знаешь, зачем панку Ито делать бомжу трепанацию - уж не маньяк ли он? Когда цели определены, становится интересно, изменится ли что-то в жизни Накоси после эксперимента или Ито просто сумасшедший. После разбирает любопытство по поводу того, что все увиденное Накоси означает, ведь эти образы причудливы и непросты. Когда же ты привыкаешь к похождениям сумасшедшего бомжа и начинаешь понимать, к чему все идет, прошлое Накоси вдруг настигает читателя и порождает еще одну волну интереса. После автор грубым консервным ножом начинает вскрывать доселе непробиваемого Ито, а затем загадочный сюжет превращается в мучительный психоанализ.

"Гомункул" всецело захватывает и пугает своей режиссурой. При этом Ямамото соблюдает границы, не превращаясь в Кадзуо Умедзо, от манги Fourteen которого может нешуточно скрутить, так она неприятна. В "Гомункуле" крайне отталкивающе и в то же время впечатляюще дана визуализация психологических комплексов. Например, в одном из выпусков показано, как почти пришедшая в себя девушка возвращается домой, где жуткий паук-мать снова пересобирает ее в монструозный образ упреками и ожиданиями. Пары кадров хватает, чтобы вызвать опасение, сопротивление, отторжение. Для каждого из состояний вроде зависимости от отца или потери индивидуальности Хидео Ямамото находит меткий и отталкивающий образ.


Травматические связи между людьми получают у Хидео Ямамото впечатляющее изображение

Другой важный плюс "Гомункула" заключается в постоянном ощущении опасности. Она создается двумя способами: 1) постоянным увеличением градуса безумия (скажем, Накоси становится мало одной дырки в черепе, он хочет больше) и 2) попытками лечения людей-гомункулов, которые совершает Накоси, не зная точного решения проблемы. Ситуации походят на изгнание дьявола неопытным экзорцистом - в таких ситуациях монстр начинает откусывать голову тем, кто должен его побеждать. Например, противостояние с текучей девушкой, где Накоси должен выступать победителем, превращается в мучительную, долгую битву с неоднозначным исходом.

"Гомункул" переполнен психоаналитическим трепом, который льется из уст красивого панка Ито и который он готов применить к любому кроме себя. Поэтому несколько томиков, где Накоси препарирует прежде невозмутимого студента-врача, выдают нешуточный накал. Удивляет манга и концовкой, в которой от приключений поворачивается к внутренней драме и почти буддистскому выводу о том, что людей заставляют страдать их формы. Не будь форм (= тел), не было бы страданий. В конечном счете "Гомункул" очень похож на "Чужое лицо" японского кинопатриарха сюрреализма Тэсигахары Хироси, снятого по известному роману Кобо Абэ. У Абэ и Хидео Ямамото здесь много общего, включая тему потери личности вместе с потерей лица после пластической операции. Также автор мощно проходится по эгоистическому стремлению людей найти кого-то, "кто заглянет прямо в сердце", доводя такое желание до концентрированного сумасшествия. И это, конечно, придает "Гомункулу" сока.

Комментарии (0)

Поделиться: