Комиксы про Эльрика из Мельнибонэ

Майкл Муркок является столпом и отцом героического фэнтези, оказавшим невероятно сильное влияние на жанр в целом. Если Роберт Говард создал канон воина в фэнтези своим Конаном-варваром, который затем многократно перерабатывался, повторялся, деконструировался и трансформировался другими авторами, то Муркок создал одного из самых впечатляющих магов - альбиноса Эльрика из Мельнибонэ. В отличие от дуболома Конана Эльрик был слаб телом, выживал только за счет зелий и колдовства в недрах декадентского города Имрирра, где жили могущественные колдуны, считавшие остальных людей прахом.


Ангелы из Swords of Heaven, Flowers of Hell
Эльрик - неожиданный герой в потоке однообразных спасителей принцесс и Джонов Картеров с Марса. Физическая слабость Эльрика из Мельнибонэ заставила его обратиться за помощью к Лорду Хаоса Архиоху, который дает альбиносу злой и наделенный собственной волей черный меч Stormbringer. Меч постоянно требует крови и душ во славу Лорда Хаоса, а взамен наделяет носителя физической силой, которой так не хватало умному Эльрику. Сага про Эльрика - это история потерь, изгнания, тоски, поиска несбыточного и, конечно, мести. Влюбленный в сестру Саймориль (Каймориль) Эльрик вступает в битву за власть с предавшим его братом Йиркуном, побеждает его, но не получает награды - своенравный меч убивает возлюбленную, выпивая ее душу. Император Мельнибонэ теряет любовь, власть и земли, покинув могучий Имрирр и желая его разрушить. Эльрик - идеальный изгнанник, отступник, полный тоски и сожалений, а его сомнения сделали сагу об Эльрике сильно отличающейся от подавляющего большинства историй того времени. Муркок повлиял на всех, стал кровью и плотью целых поколений фэнтези-авторов, мощный отзвук его идей привел к созданию новых поразительных книг - от историй Стивена Кинга про Темную Башню или подвигов темного эльфа Дриззта до комиксов Нила Геймана. И, конечно, это только начало влияния, ведь Муркок - великий человек.

Но речь сегодня не об этом. Для меня оказалось открытием, что по Муркоку, а особенно - по приключениям Эльрика из Мельнибонэ, нарисована масса комиксов. Это логично, но в прежние времена до России подобное просто не доходило, а позже я стала слишком взрослой, чтобы о таком вспоминать. Интересно, что, читая эти комиксы, можно изучать как моду на мужские типажи, так и стили комиксов в целом - перед глазами пробегают десятилетия. Одна и та же история в глазах разных авторов разных лет интерпретируется по-разному, дрейфуя от симфонического рока к готике, пока современность не расставляет точки на i.

Для начала интересно рассмотреть короткий комикс про одну из реинкарнаций Эрикезе "Мечи неба, цветы ада" (Swords of Heaven, Flowers of Hell). Комикс представляет собой сочетание сочной психоделии семидесятых с дико старомодными типажами героев (Берт Ланкастер, Софи Лорен) и примитивной истории, хотя некоторому постмодерну место тут есть: Ангелы - это фиолетовые скаты, поливающие миролюбивый Ад кислотным дождем. Эрикезе выглядит довольно смешно - в лосинах с сердечком на груди, напоминающий идеалы наших бабушек, говоривших "Какой видный мужчина". Но краски! Нечасто увидишь в комиксах такой сочный фиолетовый, такие всполохи и улет.

Т.е. я совершенно уверена, что читая про отступника Эрикезе, ставшего причиной уничтожения собственной расы, вы уж точно не думали про Софи Лорен или актеров пятидесятых, но вот потусторонние пейзажи и особенно изображение битвы (см. главную картинку к статье) здесь весьма хороши.

Не обошлось без мужиковатого секс-юмора, олдскул, чо. Юмор положений даже, я бы сказала.

Ну а теперь поехали смотреть на приключения Эльрика из Мельнибонэ.

Elric: The Dreaming City, 1980


Dreaming City рассказывает о возвращении Эльрика в Имрирр, чтобы победить предателя-брата и освободить возлюбленную-сестру. Стиль изображения напоминает мне иллюстрации к книгам Кира Булычева или русским сказкам, но при этом там, где красочность отступает перед экспрессией, выглядит все довольно круто. Song of sorcery! Вот, например, Эльрик вызывает элементалов:

Окрестности Имрирра предстают в виде красочных лесов:

Но мне больше нравится вот этот кадр с братом Эльрика:

Elric of Melnibone, ранние 80е


Рой Томас, Майкл Гилберт и Крэйг Рассел участвовали в работе над немалым количеством комиксов по Муркоку. Это произведение, наверное, - самая классика. Жизнерадостные цвета вступают в контраст со зловещим содержанием, но это заводит. Также бросается в глаза непривычное обилие деталей, их так много, что начинает ехать крыша. Йиркун похож на рыжую обезьяну, а Каймориль постоянно плачет и прячется за Эльрика, и тут становится интересно сравнивать и развитие ее образа - если в ранних вариантах комикса она типичная "девушка в беде", то в "Рубиновом троне" 2014 года она - женщина-воительница, как и полагается жестокой принцессе декадентского Имрирра.

"Эльрик из Мельнибонэ" очень театрально выстроен, каждая поза здесь очень нарочита, даже напыщенна. Например, вот момент, в котором Йиркун выказывает неуважение по отношению к императору Эльрику под ужас сестры:

У Йиркуна внешность и повадки карикатурного злодея, у Эльрика - байронического лорда, у Каймориль - беззащитной испуганной женщины. Вот она рыдает, как девчонка, после угроз Йиркуна:

Здесь присутствует мечтательный романтизм, ведь история Эльрика - это история человека, потерявшего все, и пока он находится в хрупком равновесии, которое вскоре будет сломано, художник изображает его прозрачным, почти невинным:

Вот, кстати, по поводу детализации:

Еще мне очень нравится, как здесь изображено предательство Йиркуна. Пользуясь слабостью Эльрика после битвы, он скидывает его в море, и Эльрик тонет, теряя сознание:

Еще отлично показана маникальная настойчивость, упорство Эльрика, желающего избавиться от собственной слабости, чтобы вернуться и отомстить. По сути первая история Эльрика - это история человека, который продал душу Дьяволу (Ариоху, который в этом комиксе появляется с нимбом), чтобы победить, но не смог получить ровным счетом ничего из того, что желал. Эльрик интересен в фэнтези тем, что это глубоко трагический герой, тогда как прежде в моде были варвары, Тарзаны, Джоны Картеры с Марса, испытывающие потери, но являющиеся трагедийными героями.

В общем, весьма интересная и заслуживающая внимания интерпретация, хотя и чрезмерно театральная.

Elric. Sailor of the seas of fate, 1985

Эльрик из Мельнибонэ спасся от смерти, изгнан из Имрирра и загнан в угол в Молодых Королевствах. Сидя на берегу моря и ожидая прибытия погони, а с ней - вероятной смерти, Эльрик видит корабль, на котором его ждут другие манифестации Вечного Героя Муркока - Корум, Хокмун и Эрикезе. Вместе они должны плывут между планами, параллельными мирами, чтобы поразить очередных могущественных врагов, которых зовут Агак и Гагак. Да, ребята, это олдовое фэнтези, тут все сурово.

В истории полно гигантомании, но чем выше уровень абстракций и чем больше участвующие фигуры, тем более нелепым, в конечном счете, все выглядит. Схватки напоминают ЛСД-арт.

Однако вскоре Эльрик опять остается один:

Это, наверное, самая суть ощущений Эльрика, который потерял все, что мог, и еще немного больше:

Elric: The Vanishing Tower, 1987

Колдун Телеб Каарна осаждает Танелорн, и Эльрик борется с ним, а заодно спасает красивую королеву, напомнившую ему Каймориль. Комикс полон страданий, варварства и безумия. В общем, ок. Вот вам проклятые многоцветные лебеди Хаоса!

Как и большинство супергероев, Эльрик проходит период отчаяния, когда не видит разницы между демонами и собой:

Авторы комикса почти не поменялись, поэтому общая канва понятна:


Elric. The bane of the black sword, 1988

Сюжет этого комикса - битва Эльрика с колдуном Телебом Каарной и обретение новой возлюбленной Зарозинии. Эльрик здесь выглядит усталым, измученным, сухощавым старцем. Мне комикс не кажется выдающимся, но роскошные кислотные картины схваток не оставляют равнодушным:

В изображении секса художник откровенно схалявил:

Интересно, что в сознании современного геймера образ Эльрика отсюда будет плотно ассоциироваться с ведьмаком из Witcher.

Elric: Stormbringer (1993–95)

На обложке Эльрик похож на Эльвиру, повелительницу тьмы, но внутри он, скорее, симфонический рокер и уже гораздо ближе к мужскому идеалу наших дней. По хронологии это большой скачок вперед - трагедия с Каймориль в прошлом, Эльрик живет в далеких краях со своей женой Зарозинией, но ее похищают злобные монстры, что дает начало новому витку трагической жизни мага-альбиноса. Герой должен страдать, и у Муркока Эльрик страдает постоянно. Но в комиксе он горяч:

Вот сцена похищения. Кстати, в постельных сценах художники очень часто рисуют женщин небрежно, из-за чего они становятся похожи на мужчин:

А теперь можно послушать песню Zarozinia от Hawkwind, в которой участвовал и сам Муркок:

Надеюсь, печаль этой песни заставит вас понять, что чувствовал Эльрик, когда вынужден был снова взяться за проклятый меч Ариоха, выпивающий души. Он дал обещание больше не прикасаться к оружию, убившему его возлюбленную сестру, но теперь ради любви он опять должен взяться за проклятый меч. Сопровождаются эти муки выбора довольно любопытными рисунками:

Сюжетная линия Stormbringer'а гораздо менее цельная, чем каноническая история Эльрика, в ней много изъянов старого фэнтези - снова огромные армии дикарей, монстров и чудовищ нападают друг на друга в бесконечном цикле. Эльрик здесь бросает вызов лордам Хаоса, снова становится жертвой предательства и снова убивает собственную возлюбленную, как будто он проклят. Нарисовано все неплохо, местами трагический мрак окутывает читателя, но погрузиться в это не дает исходный материал.

Ну а это, наверное, одна из самых жутковатых сцен и одновременно сцена, получающая приз за издевательство автора над своим героем. Эльрик находит Зарозинию:

Elric: Making of a Sorcerer, 2007


Возможно, Эльрик напоминает кельта в лифчике только мне:

Это история о молодых годах Эльрика, почти полностью состоящая из графического экшна, который без подложки крутой истории быстро надоедает. Но самое страшное, что здесь Каймориль - блондинка. Бррр:

Зато тут много чудовищ и мужиков, похожих на хэви-металлистов:

Чудовищ много, но они не слишком оригинальны. Дракон:

Скука.


Elric: The Balance Lost, 2011

Помпезное возвращение Эльрика на его сорокалетие, опять история о Мультиверсуме, об объединении героев разных романов, только в этот раз внимание Эльрика привлекает потеря баланса между Хаосом и Порядком, в результате чего равновесие нарушается и начинается полное безумие. Как выясняется позже, это космическая игра между неугомонными братьями-богами Куллом (который, оказывается, Kwll) и Ринном, которые превратили в своих пешек все вокруг. Понятное дело, Вечный Воитель не может этого допустить. На обложки можно посмотреть тут: http://www.multiverse.org/wiki/index.php?title=Elric:_The_Balance_Lost.

Эльрик обнаруживает, что в измерениях непорядок:

Как и в любых ориентированных на праздник фэндома вещах, в ней полностью отсутствует фирменный трагизм истории Эльрика из Мельнибонэ. Для меня это значительно уменьшает интерес в целом, так как смотреть на схватки одних вымышленных созданий с другими, если все это не нанизано на разбивающий сердце сюжет, я не могу. Но Кулл и Ринн отличные, их первое появление в романах про Корума жутко мне нравилось:

Еще здесь есть любопытный корабль, гигантский Ариох, собирающийся откладывать яйца, и женщина, которая дерется с помощью электрической гитары:

Достойно, но фанатизма не вызывает.

Elric, 2014

Ну а теперь можно приступить к очередной перезагрузке комикса про Эльрика Джулиеном Блонделем и Дидье Поли. Первый же выпуск Ruby Throne наглухо снес мне крышу своей тревожной красотой, потому что впервые изображение приблизилось к тексту, сделав Имрирр подлинно страшным городом. Опять перед нами классическая история Эльрика: он император, великий маг, но он слаб физически, что дает возможность его брату Йиркуну посягать на его власть. Эльрик влюблен в сестру Каймориль, но принадлежать и трон, и сестра ему будут недолго, потому что по меркам Имрирра, купающегося в крови, Эльрик слишком великодушен.

В комиксе умопомрачительные панорамы-развороты, но главное - у Каймориль появился характер, это гордая дочь Имрирра, приносящего в жертву тысячи рабов, тогда как Эльрик более мягок. Именно Каймориль требует смерти Йиркуна, но Эльрик ей отказывает, не желая походить на тиранов прошлого. К чему это приведет, мы уже знаем. Из мягкого книгочея Эльрик превратится в вечного мстителя.

Надеюсь, им удастся продолжить с таким же вниманием как к характерам, так и к окружению. Битва с армией Молодых Королевств нарисована очень впечатляюще. Мрачный, тиранический Имрирр, декадентство и милитаризм в одном флаконе. Здесь чужие жизни ничего не значат, их обещают лордам Хаоса в оплату будущих злодейств.


Конечно, это не все комиксы про Эльрика, их гораздо больше, но основная идея ясна. Очень интересно, как один и тот же сюжет изменяется в зависимости от исполнителей, но главное - не изображение, а трагедия изгнанника, всецело пронизывающая судьбу Эльрика из Мельнибонэ. Именно на нее хочется смотреть снова и снова.

Комментарии (0)

Поделиться: