Ганнибал Лектер как обиженная девочка

Сериал "Ганнибал" - черный постмодернизм на основе материалов романов Харриса, темное фэнтези, неистово подыгрывающее злодею и перетасовывающее героев и события в недостоверном калейдоскопе. Победа зла на экране неизбежна, сериал подчеркнуто нереалистичен, а каннибал, прикрывающийся личиной психоаналитика, никак не может быть пойман. Холодному и расчетливому Ганнибалу Лектеру противостоит эмпат Уилл Грэм, настолько же нестабильный и падающий внутрь места преступления, насколько спокоен Лектер. И если первый сезон строился на мучениях Грэма, который находился невероятно близко к разгадке, но никак не мог ее ухватить, то второй сезон превратился в историю падения хорошего человека, в трансформацию повышенной чувствительности в ненависть. Это уже совсем специфическое зрелище. Несмотря на то, что подчеркнутая искусственность "Ганнибала" вызывает интерес, финал второго сезона вызывает ухмылку. Смакование постоянного жертвоприношения Уилла Грэма превратилось в гомоэротическую сценку для фэндома.

Сериал "Ганнибал" с демонстрацией расчленений, растерзываний свиньями и отрезанием кусков от собственного лица, несомненно, является еще одним шагом к размыванию телевизионных рамок, хотя по прошествии времени этого никто не вспомнит. Мы не раз видели злых героев, даже "Декстер", выводящий в главной роли маньяка-убийцу, заставлял сочувствовать или разделять черный юмор, как минимум, сомнительного персонажа. Но у "Декстера" был кодекс, а у сценаристов "Ганнибала" кодекса нет. Если Уилл Грэм обладает спецсилами телепата, то Ганнибал может за пять минут соорудить инсталляцию, требующую несколько часов работы, исчезнуть из густо населенного места, оставив кровавые следы, обмануть любого человека и спланировать любую реакцию. Никто не смотрит сериал ради логики. Сериал сам - напыщенная инсталляция из трупов, невозможный пятиметровый тотем, памятник тем, кто восхищается позой. Его многозначительные диалоги, полные пауз и взглядов, - это ярмарка высокопарности, данс макабр.

Несмотря на это, к финалу второго сезона мы подходим, словно к концу любовной истории-фарса. Великий манипулятор Ганнибал Лектер, обманывающий не только людей, но и законы физики, овладевает всем, что есть у Уилла Грэма, включая его женщину, чтобы затем что-то обратно подарить. Это как испытание, в котором ученик должен стать монстром, а потом получить конфетку, взять то, что у него всегда было, словно чужой подарок. "Невозможно не поддаться на обаяние этого чудовища", - пишут впечатлительные зрители дневниках, начав впервые в жизни слушать классические арии и воображать человеческие внутренности на блюдах. Однако на деле Ганнибал просто зацикливается на человеке, способном переживать то, чего у Лектера нет, - эмоции. Уилл Грэм - вихрь вины, страстей, желаний. Он соблазнителен, он заводит. Он становится злее - и парадоксальным образом начинает лучше одеваться и более привлекательно выглядеть. По логике сценаристов "Ганнибала" зло - это стильно. Он уже не невинен, а потому притягателен. Ганнибал разговаривает об Уилле даже в постели. Он попадается на эту удочку, словно пацан, увлекшийся первой любовью. Создатели прекрасно обыграли эту одержимость в галлюциногенной сцене секса.

Разговор об Уилле Грэме сразу же подталкивает отметить удачу "Ганнибала" в визуализации внутреннего мира. Он замедляет время, воссоздает картины в воображении, превращает процесс безумия в нечто, что можно осознать, увидеть, во что можно погрузиться. Уилл Грэм транслирует свою боль и паранойю, ты живешь в его фантазиях, они ощутимы. Эволюция Грэма - это искаженный и исковерканный путь, предложенный человеку в мире, где все правила игры придуманы таким образом, что он не может выиграть. Ему не положено ни луча надежды, эстетские пейзажи из чужих органов - единственный вид искусства, который ему предложено наблюдать. И это, конечно, серьезно раздражает, учитывая, насколько несправедливы расклады. Просмотр "Ганнибала" - это насмешка над здравым смыслом и отчасти над вкусом, но искаженность пропорций его мира может рассматриваться как разновидность готической эстетики.

Финал "Ганнибала" поражает тем, что с помощью игры в поддавки, с использованием уловок, гор читов и насильственного выстраивания несминаемого образа мы подходим к моменту, когда Ганнибал Лектер, в романах Харриса предстающий неуловимым психопатом, здесь превращается в обиженную девочку. Существует типаж девушек, которые после того, как их отвергли, превращаются в мстительных сучек. Ганнибал не только читает Уиллу историю про Патрокла, что неминуемо означает шквал гомоэротических фанфиков, но и готовит ему подарок, словно невесте. Когда же Уилл преподносит распаленному "дружбой" охотнику сюрприз, Ганнибал смертельно обижается, словно девчонка, разбивает все свои подарки, топает ножкой и... да, уходит в дождь.

Это трудно комментировать. Знайте: инфернальное зло - просто обиженная сучка.
l

Комментарии (7)

Поделиться: