Курт Швиттерс и красота из обрывков трамвайных билетов

Упертый одиночка Курт Швиттерс первым провозгласил полное равенство материалов для творчества. Бродя по улицам, он подбирал мусор, и для него любой обрывок газеты или веревки был отличным материалом для создания картин. Трамвайный билет, конверт, кусок дерева, обрывок шнурка, старая открытка - все подойдет. Пока дадаисты разрушали искусство, Швиттерс тоже делал коллажи или странные ассембляжи, "скульптуры" из разных материалов, но в итоге получал нечто иное - лиричные и красивые работы, за которые его обозвали эстетом. Сейчас использование мусора и необычных материалов в современном искусстве - норма, но путь таким художникам проложил Швиттерс, он же - творец первой известной инсталляции, в которую он превратил свой дом.

Курт Швиттерс получил классическое художественное образование и некоторое время писал экспрессионистские картины, но продолжалось это недолго - он открыл для себя коллаж. Сейчас это трудно представить, но коллаж в живописи появился в 1910-1920 годы и был революционной техникой, оскорбляющей традиционную живопись. Можно считать, что коллаж придумали кубисты (Пикассо, Брак), чтобы разрушить иллюзорность живописи, процитировав мир, - не изображать газету, а вклеить газету в картину, смешать искусство и реальность. Дадаисты стали использовать коллаж как средство для политического высказывания. А Швиттерс сделал его способом подобрать послевоенные обломки старого мира и сделать из них нечто красивое.


Картина со световым центром. Курт Швиттерс

Первая волна дадаизма провозгласила, что искусство не несет никакого сообщения, потому что язык коррумпирован и не может выражать никаких истин, что любой объект может являться искусством, поэтому высокого искусства не существует. Они пародировали искусство в целом, включая издевательства и над своими "коллегами"-авангардистами. Кто-то из них занимался т.н. "разрушением" классического искусства с его нормами, кто-то его реформировал. Отрицание пафоса искусства нравилось Швиттерсу. Однако следующая волна дадаизма стала политизированной, и язык авангарда стал частью политического высказывания. Коллаж стал средством политической карикатуры. Швиттерс не нашел общего языка с немецкими дадаистами того периода, потому что не интересовался искусством как агитпропом. Его посчитали слишком прекраснодушным, слишком романтичным, подтрунивали над ним. Он не огорчился, но продолжил гнуть свою линию - и в результате стал движением из одного человека, которое называлось Мерц.

«Швиттерс был всегда открыт для искусства — без каких-либо ограничений, абсолютно, круглосуточно. При этом его гений не имел ничего общего с преображением мира, ценностями настоящими, будущими или былыми, и тем уж более с теми «истинами», что шумно оглашались из Берлина. В его работах не было и следа «смерти искусства», «а-искусства» или «анти-искусства». Напротив, каждый использованный трамвайный билет, любой конверт, обертка из-под сыра, бумажное колечко с сигары, разорванная подошва, любая лента, проволока, перо или тряпка, короче, все то, что принято выбрасывать, вбирались в его всеохватную любовь для того, чтобы вновь обрести подобающее место в жизни, а именно — в его искусстве». (Рихтер)

В отличие от многих футуристов, желавших снести старый мир под корень и затем что-то построить, Швиттерс использует каждый осколок старого мира, чтобы сформировать из них нечто новое и загадочное. Мерц-картины - это коллажи, в которые включалось все подряд. Швиттерс утверждал, что в обстановке окружающей бедности повторная утилизация и трансформация отбросов становится призванием искусства.


Мерц-картина с радугой. Курт Швиттерс

Курт Швиттерс один был идеологом и участником движения Мерц, он же издавал журнал Merz, где пояснял суть своего искусства: "Мерц-картины - это работы абстрактного искусства. Слово "Мерц" означает использование всех возможных материалов для артистических целей и технически - их полное равенство. В Мерц-картине кусок коробки, игральная карта или газетный обрезок становятся поверхностью; струна, мазок кисти или штрих карандаша превращаются в линию; жиронепроницаемая бумага становится лаком, а хлопковая нитка добавляет мягкости." Все эти обрывки Швиттерс соединяет с непонятной элегантностью. Стоит отдалиться от полотна, как оно превращается в лирическую работу.

Одним из самых глобальных творений Швиттерса является "Мерцбау" - инсталляция, за десять лет занявшая весь его дом. Все началось со скульптуры, но затем произошел "взрыв вовнутрь" - и за 10 лет постройка разрасталась, захватывала комнату за комнатой, пока ему не пришлось прорубить дыру, чтобы та "проросла" на второй этаж. В каком-то смысле это анти-архитектура, захватывающая дом изнутри, некая рифма башне Татлина.


Мерцбау Курта Швиттерса

К сожалению, дом Швиттерса был разбомблен во время Второй мировой волны, но он считал это делом всей жизни - и пытался воссоздать нечто подобное сначала в Норвегии (дом сгорел), а затем в Англии. Интересно, что для его выставок ряд галерей делают "реконструкции" Мерцбау хотя бы в одной комнате.


И-картина. Курт Швиттерс


Магия. Курт Швиттерс

Помимо всего прочего Швиттерс был невероятно работоспособен. Он сделал более 5 000 работ, из которых сохранилось около 2500, но помимо искусства как такового он успевал сделать еще целое море всяких дел. Слишком ироничный, чтобы быть романтиком, слишком абстрактный для сюрреалистов и слишком анархичный для конструктивистов, Швиттерс писал дада-стихи из ничего не значащих созвучий, выступал на небольших перфомансах, постоянно вырезал абстрактные фигурки, делал коллажи и ассембляжи, издавал журнал, работал над скульптурами, параллельно занимался рекламным дизайном за зарплату, успевал подбирать на улице подходящие для будущих работ куски мусора и общаться с самыми яркими представителями абстрактного искусства того времени. Он был вынужден сбежать от нацистов и оставить Германию, однако продолжал работать и в других странах.


Вишня. Курт Швиттерс

Помимо того, что Швиттерс ввел мусор как материал для создания искусства и создал первую масштабную инсталляцию в европейском искусстве, его также можно считать предтечей поп-арта (самым известным представителем которого является Уорхол). Швиттерс в поздний период щедро использовал вырезки из американских журналов для своих коллажей, чем предвосхитил дальнейшую игру с поп-культурой в 50-е. Курт Швиттерс - отличный пример того, как упертый и трудоспособный человек может проложить целые маршруты для последующих поколений художников. Ну а мне просто нравятся его работы.

Посмотреть на некоторые картины Швиттерса: http://allpainters.ru/shvitters-kurt-01.html

Комментарии (0)

Поделиться: