Покончив с Экранкой.ру, предыдущий год я провела, наслаждаясь тем, что можно смотреть минимум фильмов, интересных только мне. Однако стоящие работы все равно выделить нетрудно.
Гость / The Guest
Фильм года для меня и прекрасный пример игры с жанрами, с обманом зрительских ожиданий. Другой неплохой схожий пример - "Бабадук", гримирующийся под хоррор про призраков, но являющийся психоаналитической драмой. Однако "Бабадук" предсказуем и мрачен, чего точно не скажешь о "Госте".
Первый слэшер Вингарда You're next! был блестяще остроумен и жуток одновременно, "Гость" делает режиссера моим фаворитом. Фильм берет историю про возвращение друга убитого на войне сына в осиротевшую семью (классика американской драмы), совершенно ее меняет, вставив игривые, почти нежные интонации хоррора, затем поворачивает на территорию трэшовых серий "Секретных материалов", а заканчивает изящным, красивым и чрезмерным джалло. Да-да, самое настоящее джалло. Сцена финального боя настолько же смешна, насколько великолепна. Даже музыкально она сделана очень четко - вот ноги убийцы под холодный мужской вокал, а вот клубится дым, включается Antonio от Annie, и партия передается женщине под женский вокал. Кто кого убьет, неизвестно. Прекрасная эклектичная работа, хотя в зал классики она, конечно, не войдет. Режиссер вдохновлялся Ардженто и Карпентером, но это референсы, которые читаются, если знаешь, куда смотреть. Кто-то сравнивал его с "Драйвом", и параллели в конструкции ощущаются.
Рекомендую саундтрек: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4887152
Одержимость / Whiplash
Крайне лаконичный и очень энергичный фильм про джазового барабанщика, оказывающего на обучении у дирижера-фюрера, который считает, что гении получаются только после адской муштры и ломки. Однако одержимый дирижер встречает не менее одержимого противника, который проходит через стандартные ступени "обожание"-"соревнование"- "ужас" - "бунт", а потом понимает, что обидами ничего не решишь, музыка не ждет. Whiplash несколько деревянно рассказывает свою историю и мог бы быть крайне банальным, если бы автор вложил в него моральный урок. Но Whiplash лишен "хорошего" и "плохого" героя, оба они неприятны и совершают грубые ошибки, оба увлечены и совершенно повернуты на музыке, хотя несколько по-разному. Фильм ничего не говорит о том, верны или нет методы дирижера, правильно или нет поступает главный герой. Здесь одна одержимость встречает другую. Фильм также люто наполнен зажигательным ритмом ударных, кровью и яростью.
Мы - лучшие! / VI AR BAST!
Фильм Лукаса Мудиссона, в котором две 13-летние девочки панкуют и пытаются играть музыку, не зная об инструментах ни черта. Увидев на очередном школьном конкурсе блондинку-христианку, играющую классику на акустической гитаре, они решают взять ее к себе, благо друзей у нордической верующей нет. И вот три девчонки проводят вместе время, носятся, сочиняют песню HATE SPORT! и, конечно, дают финальный концерт, который в пику ожиданиям проходит так, как это и бывает у классических панков. Ни драматизма, ни ностальгии, ни прочих гнилых нот, убивающих такого рода кино. Все очень естественно.
В фильме нечеловеческое количество детского задора, смеха и дурачеств, он энергичен и прост. Здесь никто никого не убивает, не насилует, не опускает и не достает. Подростковые проблемы очерчены очень понятно, предвзятость в отношении к девушкам-музыкантам тоже прослеживается, но ясно, что они и вправду лучшие, ведь самое главное - это дружба. Саундтрек под стать - малоизвестный северный панк, настолько же драйвовый, насколько и ужасный ("Hitler, Brezhnev - fuck off!"). После фильма хочется немедленно пилить панк на своей электрогитаре.
Блокбастер
Грань будущего / Edge of tomorrow
Фильм без всякого сомнения сделал половину моего года. Простой сюжет о превращении трусливого репортера в суперсолдата путем многократных смертей от щупалец инопланетян и последующих возрождений значительно украшен наличием местной звезды, Риты Вратаски, супервоительницы, крошащей инопланетян с помощью гигантского меча. Фильм был создан на основе ранобе "Все, что тебе нужно, - это убивать" Сакуразавы, и образ Суки Войны, сверхсолдата, за которой тысячи раз наблюдает постоянно умирающий и возрождающийся герой, в фильме изменен, однако Эмили Блант делает его весьма запоминающимся. Трусливый Том Круз - это тоже интересное зрелище, хотя он быстро матереет.
Не могла не прочитать новеллизацию, и книга Сакуразавы - это отличный пример короткого и добротного романа с моноидеей. Особенно она будет близка геймерам, ведь автор вдохновлялся мыслью о том, что когда в конце игры героя хвалят за храбрость и мастерство, игрок знает, что он был жалким куском дерьма, просто перезагружался миллионы раз. То же самое происходит и с человеком, попавшим во временную петлю. Что касается Риты Вратаски, Суки Войны, то она заняла место в мысленном пантеоне где-то между Святым Себастьяном и Богородицей. Рита Вратаски - богиня, недостижимый идеал, белолицая валькирия.
Стражи галактики / Guardians of the Galaxy
Успех «Стражей галактики» не в говорящем еноте (хотя и в нем), а в том, что фильм совершенно не выпендривается. Он не пытается быть more dark, more realistic, а беззастенчиво развлекает и дурачится под веселый саундтрек - http://www.cinemafia.ru/posts/165/, причем делает это с оттяжкой. Обаятельные герои, отличный экшн, простецкий сценарий и целый набор дурацких шуток, поднимающих настроение. Фраза «Я есть Грут» на некоторое время стала любимым ответом для множества людей. Иными словами, «Стражи галактики» - один из тех фильмов, которые спустя эн лет будешь пересматривать с семьей или друзьями, когда никто не знает, что выбрать. Как довесок: злую сестренку, оказывается, играет лысая Эми Понд из «Доктора Кто». Я ее не узнала.
Мультфильм
Как приручить дракона 2 / How to train your dragon 2
Когда мы пришли посмотреть продолжение отменного мультфильма по книгам про Иккинга, оказалось, что все билеты проданы. Они были проданы и на следующий сеанс, и вообще билетов в тот день не оказалось. Такого ажиотажа в кинотеатрах я не видела ни разу и на вещи посерьезнее, и мультфильм оправдывает ожидания. История черного дракончика Беззубика люто доставляет, здесь масса динамики и правильные идеи, а сам дракончик лучше любых котиков, собачек, хомячков и прочих существ, которыми нас призывают восхищаться.
Особая штука.
"Патруль времени" / Predestination
Сюжет фильма вызвал массу споров и негодования, однако мне радикальная вариация на тему «Петли времени» кажется блестящей и очень жуткой. Зацикленность человека на самом себе здесь обретает физическое воплощение. Агент, прыгающий во времени, оказывается заложником собственных прыжков и не способен изменить ход жизни, даже если желает. Отдельный приз получает сцена встречи мужчины и женщины, вызывающая боль и ощущение того, что называют неизбежность. Это очень красиво и очень страшно. Слово «неизбежность» проиллюстрировано здесь многократно и на разных уровнях, причем особенно мощно то, что это достигается с помощью прыжков во времени, которые должны иметь силу все изменять. Но оказывается, помимо логики чувств есть логика истории, логика созданного хода времени, в которой каждый последующий этап заложник предыдущего (а здесь — и то, и другое одновременно). Дико круто.
Боевик
Джон Уик / John Wick
В прошлом году Киану Ривз выпустил невероятно старомодного и крутого "Мастера тай-цзы", в этом - снялся в еще одном старомодном, хоть и с меньшим запаздыванием по стилю, боевике про убитого горем мужчину, которого совершенно зря потревожил сын местного мафиозного босса. Нельзя сказать, что "Джон Уик " brilliant, он и близко не стоит рядом с идеальностью простоты "Мастера тай-цзы". Но без старомодных и пафосных боевиков со стильными наемными убийцами, кодексами, обществами, договорами и заказами и убийств под музыку топ ни одного года не полон, так что пусть будет. Не обошлось и без сцены на танцполе, и сцена в церкви присутствует.
Кроме того "Джон Уик" воспринимается как месть хорошего человека плохим, учитывая, что убившего собаку и угнавшего тачку парня играет Теон-Вонючка из "Игры престолов". Конечно же, все злодеи будут наказаны, а зритель поймет, как же он скучает по отсутствию Киану Ривза в кинотеатрах.
Сериалы
Настоящий детектив / True Detective
Я придерживаюсь мнения, что это веха в создании сериалов. За психологизм, мощнейшую актерскую игру и озвучку взрослой философии устами заматеревшего Мэттью Макконахи зрители простили недостатки детективной интриги. «Настоящий детектив» - это глыба. Круче сериала на ТВ в этом году я не видела. Основной его нерв в том, что безысходность получила голос маниакального интеллектуала.
Герой Макконахи говорит вещи, о которых размышляло не одно поколение философов и которые манерно кидал в воздух не один юный рот. Но эмоциональный экзистенциальный кризис приходит и уходит, превращаясь в вялое мягкое умирание на диване с вышитыми подушками. Раст Коул же не только ощущает свинцовый взгляд неба, под которым любой бесконечно одинок, не только пронизан тотальной бессмысленностью и лживостью человеческой жизни, но и стоически пытается упорядочивать хаос, артикулирует эту бессмысленность пребывающим в иллюзиях, а внутри желая лишь небытия как единственно честного завершения пути. Раст Коул совершает стыдный coming-out, озвучивая теорию возвращения Ницше как констатацию страшного фрактального трипа, в котором нет абсолютно никакого смысла. Но это озвучивание известной кому-то вещи приобретает у него силу, бесконечное могущество человека, обладающего многими возможностями, но разбитого жизненной пустотой. Больше уже писала здесь: http://yasher.net/bzskhdnst.
Готэм / Gotham
В пару к депрессивному «Настоящему детективу» пойдет «Готэм», пусть и сделанный в нуарной стилистике, но говорящий на совершенно другом языке и вызывающий другие мысли. Это уже совершенно другая история — история о человеке, который гнет свою линию независимо ни от чего.
Готэм из комиксов про Бэтмена здесь не готический, а отчетливо нуарный, здесь работают те же законы, те же визуальные и сценарные приемы. Все здесь мутные, двойственные, неоднозначные. Единственный другой герой - полицейский Джим Гордон. Он не обладает гибкостью, не учитывает интересов преступных семей или коррупционную составляющую, он готов делать свое дело, не взирая ни на что, провозглашая “Я — закон», словно Судья Дредд. Для меня Гордон всегда был проходным героем, но сериал внезапно превратил его в настоящего самурая, пример, которым будет вдохновляться в том числе и Бэтмен, и многие другие супергерои, хотя каждый воспримет его дела по-своему, пропустит через сито собственного опыта и идей. Мысль показать супергероев в детстве, которая казалась мне нелепой, оказалась достаточно интересно разыгранной, во-первых, за счет замечательной актерской игры, во-вторых, за счет баланса действия и драмы, которыми славятся только развлекательные произведения, в-третьих, за счет второстепенных ролей детей. Все семена здесь рано или поздно дают всходы, а мафиозное противостояние явно вдохновлено лучшими работами жанра.
«Готэм» периодически лажает — то давая слишком простую детективную интригу (в каждой серии есть мини-расследование), то в каких-то деталях, но в целом это лучший развлекательный сериал прошлого года.
Рускино
Смотреть отечественное кино - это всегда страдания и боль. Впечатлительным людям лучше вообще этого не делать, чтобы не опечалиться. Приносить радость - это не про русский артхаус (да и не про русский блокбастер тоже, спросите Бэд Комедиана). Фильмы, которые обсуждали в этом году, - классика жанра, мрачные и безысходные бытовые истории. Это касается и «Комбината Надежды», и «Левиафана», и «Класса коррекции», в котором совершенно замечательное отображение первой любви завершается групповым изнасилованием исключительно по воле режиссера, и "Звезды" Меликян, пытающейся играть с совершенно невеселыми вещами, и проч. Все русское кино снимается примерно об одном и том же — о безысходности и необходимости выживать в среде, которая для этого не предназначена. Оно отравлено Достоевским и отсутствием направления.
В русских фильмах нет «героев», потому что герои тут никому не нужны, они опасны, привлекают много внимания, грозят прорывом потока хтони. Именно поэтому таким ярким исключением является "Брат". Все активные действия, даже нелепые, быстро заканчиваются из-за инертности или тупой агрессивности среды. Но самое ужасное в том, что рускино никогда не показывает позитивный выход. Я бы с удовольствием посмотрела фильм про очередного замученного русской жизнью героя, который уезжает в конце, скажем, в Австралию, находит там свое счастье, свое место, перевозит свою семью и смотрит в закат. Но это не по канону, так что мы их не увидим.
«Зимний путь»
«Зимний путь» создан из обычных составляющих русского кино, но они работают немного по- другому, создавая странный романтизм. Воплощение хаоса, гопник Леха, бьющий людей ногами, встречает в автобусе оперного певца Эрика и отнимает у него телефон. Эрик готовится петь «Зимний путь» Шуберта на вокальном конкурсе, однако этот утонченный и красивый юноша, кажется, что-то потерял, поэтому вместо дисциплины и настойчивости у него водка и богемные вечера, где он также отстранен. Гопника Леху ждет тюряга, он стремится туда всем существом, каждым поступком, но перед финалом судьба столкнет Эрика с Лехой, и они на краткое время превратятся в две счастливые и дурные кометы.
«Зимний путь» - очень питерское кино, сразу напоминающее мне «Нирвану», но гораздо более страстную. Эту страстность вносит конфликт интересов, контраст между Эриком, который много знает, но мало чувствует, и Лехой, который не знает вообще ничего, но живет, руководствуясь инстинктивными, кратковременными желаниями, приносящими разрушение, не считающимися ни с чем. Играет он феерически. Сцена, где гопник в костюме робко плачет, слушая Шуберта, совершенно шикарна. Так же неистово, впрочем, он превращается и в дитя кислоты, ему плевать.
Топ-2013: http://www.ekranka.ru/article/67/
Топ-2012: http://www.ekranka.ru/article/61/