Очень здорово ломать собственные представления о чем-то, потому что часто они основаны на детских воспоминаниях или чьих-то рассказах, которые постепенно перерастают в совершенную уверенность в том, что объект такой-то или такой-то. Мне никто не говорил, что Принц - это свэг, секс и грув, поэтому помнить Принца как похожего на гея певца из 80-х, а открыть его как мастера диско-фанка и психоделической гитары, блестящего композитора и отменного перформера было как минимум могучим сюрпризом. Так что хочу рассказать другим.
1. Фанковые мотивы / party
Началось все с Kiss. Эта песня совершенно сносит крышу беспримесным самолюбованием, ударными, похожими на сочный шлепок по заднице, фиглярским писком Принца и, конечно, прекрасным текстом, после которого все девчонки должны бежать за певцом. Здесь масса поднимающей настроение эротики, но грува больше. Так и тянет танцевать, ноги сами выделывают коленца.
Принц обещает настоящий рай - чтобы завести его, не нужно вообще ничего кроме тела и поцелуя. Это мир легкости флирта, о котором обычно приходится лишь мечтать. "Мне не нужен твой опыт, детка, ведь чтобы меня завести, не нужно изощряться - я и сам знаю, как все делается. Главное - не богатство, а поцелуй." В общем, без этой штуки вечеринка не вечеринка.
U don't have to be beautiful
To turn me on
I just need your body baby
From dusk till dawn
U don't need experience
To turn me out
U just leave it all up to me
I'm gonna show u what it's all about
Когда я думала, что лучше никак, услышала Sexy motherfucker. Там вместо шлепка-ударных используется задорное бурление духовых, фанковые мотивы. You're sexy motherfucker!
Как в меру заводной фанк работает и "Girls and boys", хотя подпевка делает его чересчур нежным. Но все это меркнет по сравнению с концертным вариантом Housequake:
"Sign 'o' the times" - впечатляющее концертное видео. Красивая барабанщица Шила И неистово колбасит бит, Принц ползает по полу, саксофонисты в капюшонах жарят, толстуха на подпевках бьется в припадке, танцовщица выдает яростные движения, от которых брови ползут вверх. Начинается неясно, но раскачивается в прыгучее безумие. Это панк, это фанк, это зажигает.
Работать с ломаными ритмами и эротикой Принц умеет отлично, из чего вытекает следующий пункт.
Секс
Конечно, почти вся поп-музыка выстроена на шатком и липком фундаменте из секса, однако Принц в этом отношении восхитительно бесстыж. Black sweat, скажем, отлично рифмуется с I'm a slave for you Бритни Спирз - как по музыке), так и по эротическому накалу, хотя клип не такой распутный..
Но главное даже не музыка, не r'n'b или прифанкованные ритмы, хотя от Illusion, Coma, Pimp & Circumstance тело само начинает двигаться, а зубы прикусывают губу в соблазнительной мимике. Дело, во-первых, в тексте, где неприкрыто, явно артикулируется жажда ( вроде трека I wanna melt with you или ). Здесь нет никаких договоренностей, все прямо и просто, а это по-настоящему заводит. Так же, как в Kiss, Принц просто откровенно говорит, чего хочет. В итоге Принц - посол мира, где секс не окружен массой табу и ритуалов, где его можно предложить или взять. Самовлюбленность певца достигает апогея, причем эксплуатируя образ героя-любовника, настоящего Казановы, он ходит на каблуках, так как ростом сильно не вышел (рост - 1 м 58 см), а уж хлипкая комплекция и тощая грудь точно большинству женщин покажется непривычной. Этот контраст, однако, срабатывает как бомба на сцене. Принц гадок - и пластичен, элегантен.
Это порождает интересный в эффект в The beautiful ones. Сладкая, полная греха песня, в которой Принц полностью отдается кокетству. Основной пробирающий момент заключается в контрасте между игривой подачей основной части и исступлением концовки. Первые две трети занимает эстрадная, расслабляющая музыка, во время которой Принц ненавязчиво соблазняет и проходит путь от желания one night stand до размышлений, что бы случилось, если бы он влюбился. Пока эти мысли проливаются трелями-излишествами, Beautiful ones не слишком удивляет, но затем игра внезано разрывается к чертовой матери. Принц кричит, он готов встать на колени. Он ползает по сцене. Изображая легкомысленного франта, которому неважен результат, герой песни терпит поражение - и это поражение заводит:
Do u want him?
Or do u want me?
Cause I want u
Said I want u
Tell me, babe
Do u want me?
I gotta know, I gotta know
Do u want me?
Baby, baby, baby
Конечно, исступление Принца это далеко не исступление, скажем, Джима Моррисона или Курта Кобейна, но контраст виден. Песня-игра, напыщенное дурачество за розовым роялем превращается в отчаянное признание, светскую беседу сминает накал. И это секс, да.
Психоделический рок и Принц как гитарист
Для меня лично оказалось огромным сюрпризом, что Принц не только хороший гитарист, но еще и откровенно увлечен Хендриксом. На части концертов он выдает соло, подражая кумиру, а поздние альбомы Принца переполнены приблюзованными соло, налетом психоделии и даже утяжеленным роком. Вот, например, хорошее выступление, где Принц вначале играет в Майкла Джексона, а потом начинает рубить на гитаре так раскованно, что только присвистываешь. Он мастерски наматывает жилы на стержень гитарного звука:
Ну а финал Cross заставляет голову взрываться от удовольствия:
Эффектные женщины в группе
В отличие от большинства поп-певцов Принц включает в свои группы шикарных женщин, которые вполне могут служить ролевыми моделями. Они азартно играют, вдохновляюще и профессионально, заводят зал. В концертном выступлении это роковая барабанщица Шила И.
Посмотрите, как она стучит, чтобы все вопросы отпали:
Еще один хороший пример - Венди Мелвойн, которая играла на гитаре в Revolution, ранней группе Принца.. Посмотреть на нее можно в фильме Purple rain.
Позже Венди Мелвойн и Лиза Коулмен организовали свою группу Wendy and Lisa, признались в том, что лесбиянки, и написали отличный саундтрек к сериалу Heroes.
Фильмы.
Как и многие певцы, Принц снялся в нескольких фильмах. Как у и многих певцов, часть этих фильмов была ужасна. Однако и на этом поприще Принцу удалось добиться выдающихся результатов - его фильм "Под вишневой луной" определенно относится к списку худших кинофильмов на свете. Смотреть без боли можно только "Пурпурный дождь", который классически использует певца в роли певца, вписывая яркие выступления в киноткань. Саундтрек и красота Апполонии, в которую главный герой влюбляется против воли, делают Purple rain вполне сносным. В нем присутствует какая-то простая романтика, которую пусть и неловко, но все же в чем-то обаятельно транслируют герои. Фильм полон красивых музыкантов и наивных понтов. И это не говоря об Оскаре за трек Purple rain, в котором Принц наддает такого искреннего пафоса, что слезки сами сбегают по лицу, особенно на фразе some kind of friend.
С "Под вишневой луной" история другая - этот фильм феерически, до гомерического смеха ужасен, но этим в каком-то смысле и крут. С выражением "так плохо, что уже хорошо", часто попадают впросак, но это как раз та ситуация. Принц вдохновлялся сплэпстиком, но для обычного человека достаточно первых пяти минут фильма, где Принц играет жиголо и изображает дистанционное соблазнение женщины, чтобы сбежать. Мимика Принца, его ухмылки, движения губ, вздохи, шевеление бровей - всего так много, что ты застываешь от ужаса, словно кролик, увидевший удава. Сама история тоже не блещет: жиголо собирается соблазнить молодую дочку миллиардера, но влюбляется в нее, а в конце картинно гибнет от выстрела. Если и можно хуже, то нужно как следует постараться. В эротической сцене Принц больше ласкает сам себя, упиваясь собственной красотой, чем женщину.
Последний же фильм, пытавшийся продолжить относительный успех "Пурпурного дождя", так уныл, что говорить о нем не стоит.
Подводка.
Принц пользуется подводкой для глаз значительно лучше, чем я. Это вызывает уважение.